tal_gilas: (minstrel boy)
[personal profile] tal_gilas
Тут вот в сети пробегал такой опрос, и мне вдруг подумалось.
А что такое для вас культурный код? Точнее, поставлю вопрос иначе - а нужен ли он? Потому что, на мой взгляд, говоря о культурном коде, мы предполагаем две априорные вещи: а) что культурный код нужен каждому человеку, принадлежащему к определенной культуре (или, шире, живущему в определенной стране), и б) что каждый человек хочет участвовать в некоем общем культурном коде и для себя признает его необходимость хотя бы теоретически (вообще принадлежность к  определенной группе - это, как мы помним, один из базовых инстинктов).
Не иллюзорен ли культурный код? Строго говоря, что дает он людям помимо возможности процитировать вторую строчку "Евгения Онегина" или вспомнить, в каком веке родился Пушкин - возможности, дающей, в свою очередь, некий довольно-таки иллюзорный сам по себе шанс распознать собеседника как "своего"... распознать - а дальше что? Ведь само по себе это знание ничего не дает, особенно если вторую строчку "Евгения Онегина" ты еще помнишь, а третью уже нет :) Или если на вопрос "Кто твой любимый поэт" ты отвечаешь "Пушкин" просто потому, что больше никого не знаешь, а Пушкина тебе одиннадцать лет вбивали в голову так старательно, что уж его-то ты запомнил. Eh bien, имя Пушкина - это то, что способно объединить сантехника с академиком... а зачем? Особенно если всё остальное, что могла тебе объективно дать классическая литература, в целом, прошло мимо.
И отдельный вопрос - в какой мере являются культурным кодом всякие переделки и перестебы, возникшие на основе классических произведений? "Мой дядя самых честных грабил", разнообразные версии на тему "странной любви" к Отчизне и т.д., порой всплывающие в сознании гораздо быстрее канонических вариантов :)

Date: 2017-03-18 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] istimo.livejournal.com
Даже не знаю... Пушкина люблю, но он для меня не главный поэт в жизни. Знаю одного американца (по крайней мере лично с ним перебросился парой слов) для которого Пушкин - главный поэт в жизни, и сей американец пишет на стихи Пушкина песни в жанре "бардовская песня".
Является ли этот американец (зовут его Джошуа Ланц) более культурно-кодный русский чем я?
Вряд ли.
По Пушкину не всегда получается идентифицироваться. :-)

Date: 2017-03-18 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Ну, Пушкина, в общем, я привел как пример - "то, что все в одной культуре б-м точно знают". С тем же успехом я мог бы сказать "Толстой" :)

Date: 2017-03-18 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] istimo.livejournal.com
Ну... какой-то культурный код определенно есть, в основном зависит от того, сколько общих книг, фильмов и других источников люди совместно изучили. Не обязательно в школе (например советский кинематограф тоже сойдет).
Как-то это само собой получается, и не обязательно по поэтам-писателям.
Может быть и по писателям, но в рамках скажем субкультуры у нас определенно Толкин, а не Толстой.
Поэтому тут сложно сказать какой у нас культурный код. Я часто ощущаю себя в разных культурных кодах, некоторые скажем вообще не лезут (какая-нибудь китайская культура для меня чуждая или индийская) а скажем какая-нибудь французская или американская вполне понятна и не чуждая. Поди пойми какой тут культурный код.

Date: 2017-03-18 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А в рамках нации (любой), как тебе кажется, есть (хотя бы теоретически) что-то, что могло бы работать этим культурным кодом? И должен ли вообще этот код быть, есть у него какая-то объединяющая или коммуникативная функция?

Date: 2017-03-18 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] istimo.livejournal.com
Ну оно само складывается (или не складывается).
Допустим фильм "Звездный Войны" смотрит весь мир, вне зависимости от национальности и это объединяет.
Какие-то народные сказки, легенды, национальные особенности напротив - культивируют национальные особенности культурного порядка (этого вполне себе хорошо до тех пор, пока не начинается культивация за счет других наций).
Тут как мне кажется, все само складывается. Те же мифы с успехом кочуют по разным нациям, какие-то общечеловеческие ценности тоже не зависят от границ и цвета кожи. Сегодня это "культурный код" какой-то нации а завтра он вышел за эти рамки и это хорошо.
Я не привязываю литературу или поэзию к какой-то нации, по моему это ее бы обеднило. И нацию и поэзию.

Date: 2017-03-18 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А если не литература, то что-то, по-твоему, могло бы служить таким культурным кодом для народа в целом? Нечто легко распознаваемое всеми (ну или бОльшей частью).

Date: 2017-03-18 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] istimo.livejournal.com
Я думаю, что это много всяких особенностей, присущих данному народу - тут и язык, и особенности искусства, и мифология (с оговоркой о том, что существуют кочующие мифологические сюжеты) и религия (с оговоркой, что ее можно изменить усилием воли правителя к примеру) и национальная кухня, мода (тоже важно), и какие-то особенности географии (культура чукчей и арабов определенно будет продиктована особенностями географии). Вообщем набор особенностей, но при этом что-то изменяемо, происходят заимствования, влияния, что-то приходит, что-то уходит.

Date: 2017-03-18 05:37 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Мне кажется, там в опросе смешивается культурный код и общая эрудиция, а это не одно и то же. Эрудиция - набор определенных знаний. Культурный код - способность распознавать намеки, цитаты, крылатые выражения, поговорки. Собственно, когда ты переводишь иностранный текст, ты сразу с этим сталкиваешься - с тем, что автор текста наверное что-то тут подразумевал, а ты нифига не понимаешь, что он тут такое подразумевал? Причем этот культурный код может быть разным у разных поколений, социальных, профессиональных и прочих групп, то есть не всякий культурный код объединяет всю нацию, иногда какую-то узкую группу.
И допустим продолжить строчку "Мой дядя самых честных правил" человек может, при этом он, возможно, терпеть не может Пушкина. Это вообще из разных областей.

Date: 2017-03-18 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Кстати, мне кажется, ты здесь в чем-то права - культурный код путают с энциклопедичностью. Т.е., важнее знать, в каком году родился Пушкин, чем, например, распознать цитату или правильно понять крылатое выражение.
Хм... а может ли культурный код объединять не нацию, а только ее часть? То есть, собственно, является ли он тогда культурным кодом или лучше его назвать как-то иначе - ну, общим кэшем, как сейчас говорят...

Date: 2017-03-18 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Да можно и культурным кодом - да, таким средством узнавания "своих", и это может быть как почти все общество, так и узкая нишевая группа

Date: 2017-03-18 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Строго говоря, специалисты не говорят "культурный код", он используют термин "когнитивная
база" - совокупность знаний и представлений всех говорящих на данном языке.

Date: 2017-03-18 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Смотря какие специалисты :) Педагоги, например, говорят именно о культурном коде. И это не единственная группа, есстно.

Date: 2017-03-18 06:27 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Да-да, прошу прощения. Я сужу по филологам, а понятием культурного кода оперируют, вроде, культурологи.

Date: 2017-03-18 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Кстати, да, хороший вопрос: а обязательно ли культурный код (в отличие, в общем, от кэша) - это то, что мы любим. Или, скорее, это то, что всем нам плюс-минус одинаково дали (в семье или, с вероятностью, в школе), и теперь оно работает неким объединяющим фактором, включающим всех (или большинство) в единое пространство...

Date: 2017-03-18 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Все перечисленное изучают филологи, занимающиеся вопросами межкультурной коммуникации и прецедентными феноменами (в МГУ - в основном кафедра общей теории словесности, в частности, мой научрук Д.Б. Гудков).
"Моя дядя самых честных" - это т.н. прецедентное высказывание, цитата, которая, скорее всего, опознаётся всеми носителями языка. "Евгений Онегин" - прецедентный текст, один из эталонов текста. Пушкин - прецедентное имя, эталон поэта.

Изучение прецедентных феноменов безоценочно. Прецедентным высказыванием может быть "Я к вам пишу...", а может "Я не халявщик, я партнёр".

Date: 2017-03-18 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
А выражение "культурный код" действительно используется в таком значении? (Для меня вопрос звучит как "Нужна ли вам кровеносная система? Признаёте ли вы её необходимость?" - Может, и не признаю, но на реальное положение дел это мало влияет).
И, действительно, почему надо исчислять культурный код, как бы мы его не определяли, через литературу и искусство, причём в знаниевом измерении?

Date: 2017-03-18 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Хм... а Вы бы какой вариант предложили?

Date: 2017-03-18 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Вариант вопроса? Или вариант градусника для измерения культурного кода?

Date: 2017-03-18 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Вариант градусника :)

Date: 2017-03-18 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Навскидку - любые работающие шибболеты, с поправкой на то, что они не являются культурным кодом, а только отражают его - это риски на термометре, а не температура. Если ясно, что знание цитат и имён из классики таким шибболетом не являются, можно посмотреть на вкусовые привычки, наверное - в самых разных сферах. Тянет ли человека регулярно в баню или выпить водки? Предпочитает ли он длинные романы, где все мучаются совестью, а потом умирает чья-то тётка (и не важно, кто автор)?.. Любит ли он особые кулинарные вариации или манеру одеваться? Умеет ли постоянно улыбаться, или без специального внимания уголки рта опадают вниз?
Кажется, национально-культурные коды смещаются в эту сферу, а общие знания - или глобализированные (все знают, что такое Кока-Кола), или специфичные для профессиональных групп, субкультур и т.п.

Date: 2017-03-18 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Когда я писала диплом (он был про прецедентный феномен в рекламе), мне запали в душу выкладки автора книги Nobrow: он объяснял, что категории "высоколобости" и "низколобости" уходят, вспоминая, как зяцепился языкали с подростком втрое младше. У того в комнате висел плакат "Звёздных войн", и выяснилось, что это общий, межпоколенческий культурный контекст.

Если по рекламе судить, то культурный код - это совсем не Онегин. Это, например, кот Матроскин, который оказался самым популярным персонажем, кочующим по русской рекламе 10 лет назад. зарубежную рекламу смотрела меньше, но создалось ощущение, что там популярнее всего Дарт Вейдер (вполне возможно, это потому, что Вейдера я опознала, а менее интернациональные образы - нет).

Date: 2017-03-18 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
То есть, в общем, школа дает (навязывает?) свой культурный код, а, скажем, масс-медиа - свой? Ну, с одной стороны, например, Гек Финн, с другой - Микки Маус, если об англоязычной культуре говорить. :)

Date: 2017-03-18 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] tindomerele.livejournal.com
Мне странно видеть такой вопрос, поскольку "культурный код" каждым человеком приобретается непроизвольно в процессе жизни. Он может быть более или менее специфичным и разниться в зависимости от времени рождения человека и его увлечений, но какие-то вещи все равно будут совпадать.
Например, я в курсе, кто такия Сейлор Мун, Фантагиро и "Команда R" - это даёт понимание, что мои детство и юность пришлись на 1990, я не путаюсь в эльфах на "Ф" - это говорит, что творчество Толкина мне не чуждо, я способна отличить барочные контрдансы от девятнадцативечных - и это говорит, что в среде исторических танцоров я своя.
Культурный код на начальном уровне даёт понимание, что вот с конкретно этим человеком вы в чем-то совпадаете. И это совпадение служит плацдармом для начала общения. С условно "своим" что-то начать психологически проще.

Date: 2017-03-18 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Так вот, собственно, потому и вопрос. Может ли быть что-то культурным кодом на уровне нации и надо ли это?

Date: 2017-03-18 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tindomerele.livejournal.com
До тех пор пока существует институт семьи и централизованное обучение, а так же культурное единство (читай, литература, радио, кинематограф, живопись) культурный код будет воспроизводиться. Это не вопрос "надо или не надо".
Человеку просто свойственно тем или иным образом "искать своих".
Еще к культурному коду можно (и, как мне кажется, нужно) отнести специфику жизни в каждой конкретной стране. То, что в Испании нормально за обедом распить бутылку вина на двоих. Что в России можно выехать в лес и встать с палаткой в любом месте. Что в Америке не принято разуваться входя в дом. И т. д.

Date: 2017-03-18 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Может, но нация должна быть маленькой (настолько маленькой, чтобы на суб-культуры тупо не хватало людей), сплоченной, и изолированной.

Date: 2017-03-18 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Не знаю. Культурный код для всей нации, это по-моему, слишком широко. Разве что какой-нибудь факт или понятие назначат культурным кодом сверху и начнут вбивать в головы с детского сада :) Но это уже идеология, нет?
А для более узких групп определенно существует, вопрос лишь в терминологии.
Только что, вешая белье, я ругалась на "проклятый пододеяльник Мебиуса". Здесь я могу это написать, и никому ничего объяснять не требуется, а на всех моих работах приходилось постоянно следить за речью, как Элизе Дулиттл в гостях у миссис Хиггинс. Чтоб не ляпнуть что-нибудь этакое, создав неловкую ситуацию. Это к вопросу о существовании в атмосфере чужого культурного кода. Не лучше или хуже - иного.

Date: 2017-03-18 06:18 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А интересный вопрос - про культурный код как идеологию. И - да, например, когда мы говорим, что в девятнадцатом веке таким "культурным кодом" античность, мы забываем, что это работало только для небольшого процента образованных людей...

Date: 2017-03-18 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Тогда остается определить, что было культурным кодом для необразованных людей. Евангельские и ветхозаветные сюжеты? - основные были известны всем.

Date: 2017-03-18 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Ну вообще да. В том числе. Мой любимый чеховский рассказ "Студент", в общем, ровно об этом :)

Date: 2017-03-18 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] rovenion.livejournal.com
Более-менее для всех носителей русского языка Пушкин - поэт, "Война и мир" - очень большое произведение, поцелуй Иуды - эталон предательства, Иван Грозный - суровый царь, Эйнштейн - учёный, е равно эмцэ квадрат - эталон формулы.

Date: 2017-03-18 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Про эм цэ квадрат я бы не добавляла :) Математика, физика, это даже не все технари помнят.

Date: 2017-03-18 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] istanaro.livejournal.com
Я понятие "культурный код" не употребляю. Но есть знаковые понятия, по реакции на которых ты можешь определить родственную душу. Это -- и когда ты назвал строчку из не самого известного стихотворения, а человек назвал следующую строчку. И когда ты видишь, что твои симпатии не просто к книге, а к определенному герою книги разделяет совсем незнакомый тебе человек. И даже когда тебя считают своим по одежде (у меня был опыт -- когда я в Порту-Алегри ходил в одежде гаучо, меня тут же начинали воспринимать как своего). В общем, "знаковые понятия" -- это символы, причем в качестве символа не может быть слишком общеупотребительное понятие (например, сказать "я помню чудное мгновенье" -- одно, а сказать "пройдите тихо мимо нас и простите нам наше счастье" -- совсем другое).

Date: 2017-03-18 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
Он, наверное, есть - мы живем в нем, никуда не деться, но он какой-то очень разный в зависимости от возраста, культурного слоя, образования, места жительства,интересов и многого другого. Вот,ты упомнила - многие вещи, которые для нас само собой разумеется, вроде знания, хотя бы поверхностного, греческих мифов и античной истории, для современных подростков не известны и, возможно, не очень интересны. Я не видела многих русских (советских) фильмов, которые для многих же российских друзей - штука знаковая. ну или видела в детстве, помню смутно. Зато, наверное, знаю какие-то другие вещи,которые объединяют меня с Индраей, например. А знание и понимание некоторых вещей про эльфов и Арду - с тобой, но не с большинством жителей моей (да и твоей страны). Так что это какое-то - не знаю, видится что-то вроде информационного поля, в котором - множества, подмножества, скопления (не знаю, как назвать). Пушкина знают все (все?), Толкина немногие, из них кто-то считает его мир живым, для кого-то это просто фэнтэзи, одно из, кто-то знает и любит сыновей Феанора и (или) может объяснить, в каком томе Профессор более или менее прав.

Date: 2017-03-18 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Это же просто сокращение. Ну реально проще сказать: "Шака, когда стены упали", чем долго объяснять, какие именно эмоции ты ощущаешь.

Date: 2017-03-19 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Интересная мысль - цитаты как "заместитель№ эмоций...

Date: 2017-03-19 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Не заместитель, а краткий выразитель. Или заместитель описания. И не только эмоций, но и вообще отношения/мнения, и не только цитаты - любые кодовые фразы. Фраза "вей из мир" означает отношение к чему-то происходящему, и это другое отношение, чем то, которое можно обозначить словом "массаракш".

Date: 2017-03-18 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
Думаю, что вот в таком широком масштабе "культурный код" слишком расплывчат, рассчитан на слишком широкую группу, чтобы работать на определение "свой-чужой". Но я никогда не жил "в другой культуре", среди учившихся по иным азам - в этих случаях, наверное, и он для чего-то оказывается полезен.
А вот для более узких групп, кажется, это работает. Для "субкультурных", или просто связанных общими интересами, или поколенческих. И тут "общие детские книжки таких-то годов" (или ещё более привязанные к поколению "общие журналы таких-то годов", радиопрограммы из не самых долговечных и т.п.) работают на ощущение общности или свойскости куда сильнее, чем "общий Пушкин" или "общие передвижники". Скажем, если человек цитирует "Когда не в шутку занемог", это мне ничего практически не даёт для определения общности-чуждости, если "Мог бы он верхом сидеть на крысе" - всё же больше, а если, допустим, "И если не случится чуда, то на заре его казнят" или "Две. Одну синюю"- то и поколение, и пересечение кругов чтения\общения я представляю уже заметно лучше и человека чувствую ещё в большей степени "своим".

Date: 2017-03-18 10:56 pm (UTC)
ya_miranda: (Default)
From: [personal profile] ya_miranda
Если до фига читать, писать и узнавать, то в наследство оставишь такой культурный код, в котором еще 100500 лет будут копаться.

Date: 2017-03-19 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] tanina-solea.livejournal.com
Спрашивать, нужен ли культурный код, это примерно как спрашивать, нужна ли гравитация. Можно дать любой ответ, но ни от гравитации, ни от культурного кода никуда не денешься. Ведь культурный код - это не тот общеобразовательный багаж, который забивает в тебя средняя школа, это как раз те переделки и перестебы, избранные анекдоты, которые можно не рассказывать, а просто называть номер, цитаты из любимых фильмов и книг, за которые мы их и любим, и по знанию которых можем выявить тех, кому нравятся те же произведения. А там и дальше можно копать, вдруг действительно родство душ всплывет. А то, что по ссылке позволяет оценить степень знакомства с русской классикой, не более.

Date: 2017-03-19 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
То есть, в общем, вопрос - а работает ли классика как культурный код.

Date: 2017-03-19 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tanina-solea.livejournal.com
Она наверняка работает, вопрос - среди кого))))

Profile

tal_gilas: (Default)
tal_gilas

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 04:52 am
Powered by Dreamwidth Studios