tal_gilas: (minstrel boy)
[personal profile] tal_gilas
Дорогие друзья, у меня тут по итогам разных интересных разговоров по фленте и около созрел очередной опрос - ответьте, пожалуйста, кому не лень :)
1. Какие произведения мировой литературы вы бы включили в школьную программу (ВСЕЙ мировой, а не только европейской)? Если можно, с обоснованием, почему.
2. Какие произведения русской литературы (от Древней Руси до наших дней) вы бы включили в школьную программу? Если можно, с обоснованием.
Обычная просьба - кому не сложно, задайте этот вопрос дружественным детям-подросткам-младшим студентам.
И еще одна просьба - к тем, кто живет\жил или учится\учился за границей: а как там обстоят дела с понятием классики и культурного кода? Есть ли, скажем, некий обязательный блок текстов для англоязычных?

И - да, отдельно интересно сознавать, что нашей литературе - во всяком случае, тому, что мы сейчас ан масс осознаем, читаем и читаем как литературу - от силы двести лет. А европейской литературе и их культурному коду - сколько? Тысяча, полторы? Если от Данте считать, и то порядка восьми веков...

Date: 2017-03-23 01:41 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
А смотря как считать, да. Если по Курциусу, по идее латинского средневековья как общего культурного кода - то надо вообще блаженного Иеронима, от Вульгаты считать. Получается больше полутора.
Данте, ага. "У нас простая школа в рабочем районе, мы берем Vita Nova только в последнем классе"...

Date: 2017-03-23 02:25 pm (UTC)
indraja: (Default)
From: [personal profile] indraja
Могу рассказать, как у нас в литовской школе было (не как надо).

Вот с литовской литературой - надо было читать с начала!
То есть, про тех, кто ещё на латыни, на польском - только краткое ознакомление.
А не первая ли поэма "Времена года" (про труды крестьян, автор Кристийонас Донялайтис, примерно 1765–1775 года написания, гекзаметр, Малая Литва, он это своим прихожанам сочинял и читал...) - читать всё, отрывки наизусть!
Классика это с той поры (впрочем, даже с первой книги на литовском, протестантский "Катехизис" 1547г., Мартинас Мажвидас, Малая Литва... правда, как-то не надо было наизусть :) ). До примерно середины ХХ века. Думаю, ненависть к некоторым из этих текстов (ранний и зачастую поздний реализмы как-то особо реалистически депрессивны) действительно объединяет разных людей как некая культурная общность :))
+ Адам Мицкевич в переводах тоже в программе, конечно. Великий литовский поэт, как же.

А из европейской - да, там "Одиссея", "Калевала", "Дон Кихот", "Божественная комедия", "Фауст", Шекспир, потом какие-то романисты. Русской, сколько мне досталось, нечто из обычного набора, Пушкин-Толстой-Тургенев-Достоевский и разная поэзия, Серебряный век точно, потом уже наверно чего-то и "не успели". Вот Высоцкий мне сперва стал известен как поэт, которого мы проходили (в теории я знала, что поёт, но никогда не обратила внимания).
Edited Date: 2017-03-23 02:34 pm (UTC)

Date: 2017-03-23 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
ненависть к некоторым из этих текстов... действительно объединяет разных людей как некая культурная общность

Не исключаю :))

Date: 2017-03-23 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
Ну, в мировой я бы прежде всего ломал евроцентричность. Отрывки из "Бустана" Саади, из "Шахнамэ" или из "Панча-тантры" даже для младших классов найти можно. А для тех, кто постарше, - японскую лирику в образцах; может, даже из Сыма Цяня что-то (биография Юй Жана и маленькая, и увлекательная, и комментария большого не требует, и о морали можно поспорить на этом материале). Из китайцев 18 века (Пу Сун-лин, Юань Мэй, Цзи Юнь) можно один рассказ сюжетный и один - с рассуждением; и такую же пару можно найти в арабском адабе. А что конкретно - смотря для какого класса.
А вообще очень много чего можно было бы включить, но программа-то не резиновая.

Date: 2017-03-23 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] alla-hobbit.livejournal.com
Ну наша-то литература насчитывает 3,5 тысячи лет - примерно так датируется Исход из Египта и дарование Торы. :)

Date: 2017-03-23 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Вот ты понимаешь :)
А что, например, у вас считается таким "литературным каноном" в школе?

Date: 2017-03-23 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alla-hobbit.livejournal.com
Вот ТАНАХ и считается - это вообще на самом деле отдельный обязательный предмет даже в самых светских школах, без него нет аттестата.
А с литературой как предметом довольно таки большой бардак - программа меняется постоянно, проходят как зарубежную классику всех времен и народов, так и ивритских писателей, но очень-очень выборочно и по верхам, если только это не основная специализация.

Date: 2017-03-23 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] intent-reader.livejournal.com
И, я так понимаю, актуальности не теряет?

Date: 2017-03-23 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] alla-hobbit.livejournal.com
Ни в коей мере!

Date: 2017-03-23 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] peggy-s.livejournal.com
Если по мировой литературе, так, навскидку.
Хочется эпосов, но читать их сложно. Хотя... проходили же мы отрывки из "Одиссеи". Пусть и из "Старшей Эдды" тоже проходят. Викингов дети любят.

Традиционную поэзию. Скандинавские висы, японскую, арабскую. Просто чтобы показать, что стихи бывают разные.

Дневниковую литературу опять же как идею - показать что бывает. От Сей-Сенагон до Сэмюэля Пипса, отрывками. Чтобы, постя в фейсбук, не отрывались от корней. :)

Литературную сказку (в смысле авторские произведения, основанные на мифологии)- опять же на разных примерах, от Толкиена до Амоса Тутуолы. И какую-нибудь "Двенадцатую ночь" Шекспира туда же.

Date: 2017-03-23 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] umbloo.livejournal.com
Насчёт Тутуолы отчаянно поддерживаю! Хотя тоже в отрывках, конечно.

Date: 2017-03-23 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] filita.livejournal.com
1. Бальзак, о'Генри - они там вроде есть, но в каких-то гомеопатических дозах. Включила бы в младшие классы больше сказок - африканских, азиатских, цыганских - для расширения кругозора. Сейчас конкретно сказки не назову. Старшеклассникам - "Сирано де Бержерака" и Теннисона.
Также - Уэллс, Лавкрафт, Жюль Верн, Толкин (ну куда же без него), Даррел. Опять же, кто-то, наверное, там в школьной программе отметился, но в очень малой степени. Всё это - для детей постарше, не раньше восьмого класса.

2. Обязательно кто-то из современников - рассказы Лукьяненко и Дяченок, что-то Акунина. Современников, впрочем, нужно периодически обновлять). Как мне кажется, с классической литературой в школьной программе всё нормально, а вот современная литература как-то не успевает туда просочиться. Те авторы, которых я назвала, хоть и живут, здравствуют и продолжают писать, но всё-таки... Как мне кажется, важно, чтобы дети проходили в том числе то, что написано год-два назад, то, что пишут люди, живущие с ними в одном пространстве и времени.

Date: 2017-03-23 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А из современников - по какому принципу? Почему не Пелевин, Улицкая, Минаев?

Date: 2017-03-23 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] filita.livejournal.com
Я просто назвала тех, кого читала и в ком уверена. Пелевина и Улицкую не читала, Минаева читала "Духлесс", и даже нашла в нёй высокую мораль (там есть очень хорошая глава ближе к концу), но не сказать, чтобы книга мне понравилась.

По какому принципу... Наверное, если бы действительно пришлось подбирать что-то для включения в школьную программу, ответ на этот вопрос я бы обдумывала как минимум несколько недель, а потом ещё пару лет читала бы современную литературу, чтобы выбрать что-то под выработанные критерии. Так, навскидку, могу назвать несколько принципов:
1) интересное изложение.
2) небольшой формат - рассказы или достаточно самодостаточные главы - то есть чтобы можно было на уроке начать читать произведение и минут через пятнадцать полностью его закончить, чтобы осталось время на обсуждение.
3) мораль. Оно должно учить чему-то... Так, например, почти все рассказы о'Генри, как мне кажется, так или иначе учат человечности. Если брать отдельно взятые рассказы, там есть любовь, мечта, совесть и т.п.
4) отсутствие "залипательных" тем. Так, например, если начать обсуждать с подростками рассказ, в котором присутствует описание сексуального акта, то есть большая вероятность, что они залипнут либо на это описание, либо на факт того, что учитель с ними про это говорит на уроке литературы. Наверняка тема секса - не единственная залипательная, просто она встречается довольно часто и осложняет разговоры на литературные темы.
5) хороший литературный язык, по-настоящему красивый и богатый.
Примерно так, наверное.

Date: 2017-03-23 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] naiwen.livejournal.com
Во-первых, для меня литература начинается (не только русская, но и зарубежная) примерно с начала 19 века. Более раннюю читать могут особенные любители или профессионалы от литературоведения. Но не надо забивать великой мировой классикой головы школьников. По мне там и язык сложный для понимания, и проблематика на сегодняшний день малоактуальная.
Поэтому включать произведения 19-20 веков и делать программу максимально вариативной. В формате "вот вам список из двадцати произведений такой-то эпохи, выберите из него 2-3 для чтения и потом расскажите о прочитанном". Не люблю обязательных произведений.

Date: 2017-03-23 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Я включила бы по одной хорошо известной и часто звучащей эхом в других книгах вещи из максимального количества крупных культур, т. е. те книги, знание которых поможет читать другие книги этой культуры. Их я разбавила бы яркими вещами из малых культур.
Например Рамаяну (потому, что Махабхарата мне не нравится), Беовульфа, Евгения Онегина, Сон в Красном Тереме, Видение Гюльви, миф о борьбе Сета и Гора, что-нибудь из пьес на кечуа, Витязя в Тигровой Шкуре...

Date: 2017-03-23 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А почему, например, именно "Евгений Онегин"?

Date: 2017-03-23 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mme-n-b.livejournal.com
Ну - я плохо знакома с современным российским обществом, но мне кажется, что Онегин - книга, отсылки к которой опознает большее количество русских, чем к любой другой, кроме, разве что, Войны и Мира. А какую книгу выбрали бы Вы, если бы руководствовались этим критерием?

Date: 2017-03-24 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
В общем, к слову о культурном коде :) Пожалуй, тоже ЕО.

Date: 2017-03-23 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] dreiviertel.livejournal.com
Я не отвечу на главные вопросы, но одна из тех вещей, которые меня поразили при переезде - это то, что для нас в России "культура" вся так или иначе была завязана на XIX век. От Пушкина-наше-все до архитектуры и музыки. Все остальное было лишь проекциями от XIX века, в прошлое ли, в будущее ли. XX век был весь непонятный и скомканный - что-то запретное и возвращенное, что-то, наоборот, ранее возводившееся в абсолют и теперь низринутое, все эти течения, измы и все такое... А в Англии появилось глубокое ощущение, что люди гораздо больше ориентируются на последние сто лет, грубо говоря, на XX век, и оттуда уже уходят в прошлое, если надо. И в школе огромная масса преподаваемого - это вещи не двухсотлетней, а двадцатилетней давности. Отчасти это неизбежно означает, что в поле сознания и в общем культурном коде много шелухи и "однодневок", но с другой стороны, меня теперь не отпускает ощущение, что по-прежнему ориентироваться на XIX век, живя в XXI, уже тоже как-то не совсем. И учить детей в школе только ему, ему - ибо "классика". Хочется какого-то баланса.

Date: 2017-03-23 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А есть ли для англичан такое понятие, как культурный код? Строго говоря, какая-то база текстов и культурных знаний, которая делает англичанина англичанином и, теоретически, объединяет его с любым другим компатриотом? Ну там - Шекспир, Мильтон, король Артур, Робин Гуд...

Date: 2017-03-23 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] pereille.livejournal.com
По моим личным наблюдениям - Джейн Остин :-))). Они все читают в школе Джейн Остин, как мы - "Евгения Онегина", и у всех на слуху холостяк, нуждающийся в жене, как у нас - дядя самых честных правил :-).

Date: 2017-03-24 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Интересно, а Диккенс?..

Date: 2017-03-23 09:14 pm (UTC)
From: [identity profile] dreiviertel.livejournal.com
Ну вот в фильме Love Actually все это и выражено:

"We may be a small country, but we're a great one, too. The country of Shakespeare, Churchill, the Beatles, Sean Connery, Harry Potter. David Beckham's right foot. David Beckham's left foot, come to that." :)

И в их открытии Олимпиады тоже, там очень хорошо культурный код прописан.

Date: 2017-03-23 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Смотря под какие задачи.
Если сохранять общий "культурный код" - всё, что угодно, лишь бы с предыдущими поколениями особого разрыва не было. Ну, заменять потихоньку Шолохова на Булгакова, а Радищева на Платонова; про Винни-Пуха родители расскажут, или телевизор.
Если давать широкий кругозор - на весь кругозор программы не хватит, по рейтингам и энциклопедиям: эпос (Гомер, Роланд, Рамаяна, СИП), роман (разные виды), драма, лирика... Список авторов - из любого топа, но непонятно, зачем такой подход мог бы понадобиться.
Если культурных людей воспитывать, чтобы не стыдно было в хорошей компании - смотря по тому, в какую компанию человек попадёт, вероятнее всего: разные школы для разных сословий.
Если сохранять какую-то культурную идентичность и не терять связь поколений - Библия как культурный памятник + собственная литературная традиция, вся мировая литература - только факультативом, и в старших классах экспресс-курс по матричным текстам крупнейших цивилизаций с примерами влияния и преемственности (идеи Лунь-юй в "Троецарствии", Шекспир как библия англосаксов, литературные мифы про античность и средневековье и т.п.).
Если вкус воспитывать - пусть сам учитель определяет, главное отсечь, по принципу корявости языка, авторов косноязычных, от Достоевского до поминавшегося выше Лукьяненко, и разграничить художественное и вульгарное - эту границу по любому жанру можно провести.
Вообще, без какой-то внятной философии образования (кого, чему, зачем) разговоры о программе замыкаются сами на себя.

Date: 2017-03-24 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Ох, Локи, с внятной философией задача вообще в разы упрощается, но где ж ее взять-то :) Вот и приходится, так-скать, эмпирически...

Ну ок, а если мы поставим задачу так: мы хотим воспитывать людей с развитым эмоциональным интеллектом, эмпатов, умеющих слышать и слушать других и понимать их чувства. Какой список литературы предложили бы Вы?

Date: 2017-03-25 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Я не очень хорошо представляю себе структуру эмоционального интеллекта - так, на уровне общей эрудиции.
Можно исходить из того, что эмпатия и чувствование как таковое не через книжки даётся и воспринимается; если литература тут и помогает, то в том, что не дано непосредственно в ощущениях: разнообразие, понимание, интерпретации, всякие контекстные связи и пр. Объяснения, в общем.
Тогда отталкиваться нужно от знакомого и понятного, когда чувства узнаваемы (и чуждый контекст их не маскирует), но понимания и объяснений больше, чем в собственном эмоциональном опыте школьника. Получаем: романы о воспитании и взрослении, лучше современные (ГП - только в путь), лирика-героика и прочее воспитание чувств, юмор разный (объяснять, почему смешно - бесполезно, а вот объяснить, почему вульгарно или обидно - вполне).
В общем, всё, с чем школьник легко себя идентифицирует, но с перспективой роста. Тогда, правда, и учитель литературы должен быть больше психологом, чем филологом (по собственному школьному опыту - довольно отвратно получается, но мало ли).
Готовый список вряд ли предложу, алгоритм скорее: смотрим в возрастную психологию, подбираем сообразно современные неглупые книжки. Классику - в старших классах, конспективно, но по тому же принципу (и крестьянки чувствовать умеют, и в древности у людей были проблемы) + актуальные якобы взрослые темы с поправкой на медиа-повестку и юношеский максимализм.
Тут один из ключевых моментов - свобода выбора учителя: формальные правила анализа текста можно преподавать и занудно, а едва заходит речь об эмоциях - за 20 лет непрерывного повторения любой ГП станет тягомотной массой застывших формул.

Date: 2017-03-25 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Многое упирается в свободу выбора учителя, то так.

Date: 2017-03-25 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-0.livejournal.com
Т.е, как вариант: обязательна "цивилизационная" общая программа (2 классических романа, в т.ч. 1 русский, 5 новеллистов, 50 лирических стихотворений, половина отечественных) - а конкретные тексты и интерпретации пусть учитель сам выбирает и хоть каждый год меняет. Заодно и дурость каждого видна будет (гениальность и сейчас трудно спрятать).

Date: 2017-03-23 11:24 pm (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Несколько возрожденческих новелл - из Бокаччо, Сакетти, Деперье, Маргариты Наваррской, еще нескольких авторов. Можно выбрать короткие, без кровавых и эротических подробностей, а некоторые вполне годятся как иллюстрация развития литературной сказки.

"Старика Такэтори" хорошо бы, хотя бы в сокращении. Тоже литературная сказка.

Date: 2017-03-24 05:24 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
А из русской?

Date: 2017-03-24 06:47 am (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Владимира Одоевского. Несколько поэтов - современников Пушкина, по одному-два стихотворения. Баллады, философские, гражданские стихи и как можно меньше пейзажной лирики, ей в школьной программе и так злоупотребляют.

Date: 2017-03-24 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] tal-gilas.livejournal.com
Интересно. То есть, преимущественно поэзию.

Date: 2017-03-24 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] morra-winter.livejournal.com
Прозы в программе достаточно, там можно проследить преемственность и развитие жанра. А поэзия, это несколько имен, вырванных из исторического контекста и поэтической традиции. Естественно, понять, почему Пушкин нашевсе и все ли он наше, и кто еще из поэтов может претендовать на звание нашего всего, из этой окрошки невозможно.
Edited Date: 2017-03-24 11:12 am (UTC)

Date: 2017-03-24 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] hild-0.livejournal.com
1. Прежде всего - разные. Для ознакомления хотя бы. Для самых мелких можно сказки - разных народов понемногу плюс что-то для самостоятельного чтения и обсуждения.
Что-то из античной (Гомер, трагедии-комедии, стихи?)
Эпос-баллады-былины. Городские истории, новеллы - Китай, Европа?
Вообще некоторые жанры можно не то, чтобы сравнивать - но показывать, что вот примерно тогда-то там писали такие стихи, назидательную прозу, что-то еще, а здесь - совсем про другое, или вот Бокаччо, а вот Пу Сунлин.
И да, я не знаю, как это впихнуть.
Городская проза. Лирика - разная, японская, арабская, европейская. Про дневники уже выше говорили. Эпистолярный жанр - чтобы знали:)

Диккенс. О.Генри. Хэрриот. Вообще, я разрываюсь - мне хочется что-то из литературы самых разных стран и веков, но я понимаю, что реально-то получится только очень немногое и придется выбирать. Мне еще кажется важным - давать хоть немного исторического и культурного контекста (хоть выставки картин-фресок-икон, фотографии замков, книжные миниатюры) и подбирать - ну, хотя бы и среди прочих - тех авторов, которые про добро и любовь. Как тот же Хэриот (и А. Кристи, кстати, и Т. Пратчетт). И не считать, что вот эта литература как бы серьезная, а вот то - низкие жанры. Или литература таких народов важна, а этаких - не очень.

Profile

tal_gilas: (Default)
tal_gilas

April 2017

S M T W T F S
       1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 04:51 am
Powered by Dreamwidth Studios